Упражнения для моторики рук после инсульта

Восстановление моторики после инсульта

Упражнения для моторики рук после инсульта

Мелкая моторика

Упражнения для мелкой моторики рук необходимо выполнять после спинальной травмы, а тем более после инсульта и травм головы т.к. они влияют на мозг развивая те клетки которые ранее были не задействованы.

Вторая причина по которой надо выполнять эти упражнения помимо тех что для кистей рук — выполнение тонких движений пальцами, которые будучи здоровым в повседневной жизни мы даже не замечаем, но после травмы часто бывает что пальцы просто не слушаются, что думаю вас как и меня жутко раздражает.

Для развития тонких движений используют различные мелкие предметы которые нужно перебирать в руках-например специальный небольшой мячик с колючками для самомассажа подушечек пальцев.

Неоднократно я упоминал про полезность обычного  массажа, в связи с этим рекомендую услуги массажиста .

Так же хороши для мелкой моторики следующие упражнения: возьмите в ладонь два грецких ореха и перебирайте их сначала в одной, затем в другой руке; насыпте в миску или другую тару сухую фасоль с горохом и отделяйте в другую тару пальцами горошины(желательно с закрытыми глазами); купите мазаику или пазлы, и по изображению на картинке собирайте ее-да, пусть немного детская игра, но затем их детям и дают т.к. тонкие движения пальцев как уже говорил, развивают нейроны мозга и привычные движения.

Ещё надо осуществлять бытовые движения(включение-выключение света, открывание-закрывание дверного замка, закручивание гаек.

В некоторых санаториях и реабилитационных центрах есть предназначенные для этого стенды с имитацией этих действий к которым вы можете подойти или подъехать, и отрабатывать эти движения, такой стенд я использовал в Самарском санатории  и центре реабилитации Сестрорец ка.

Упражнения для мелкой моторики конечно скучны, а когда не получаются даже нервительны(особенно перебирание фасоли), но выполнять их обязательно нужно, и чем раньше тем лучше, если вы ещё не можете держать ложку, писать, чистить зубы, бриться-упражнения для мелкой моторики вам сильно помогут.

Если вы считаете статью полезной поделитесь ей с человеком попавшим в беду

Упражнения для восстановления мелкой моторики рук после инсульта

После инсульта рука человека, который его перенес, утрачивает некоторые навыки мелкой моторики.

Упражнения для рук для повышении силы и ловкости, полезны независимо от того, пациент после инсульта только начинает заново осваивать движения или уже имеет хороший диапазон движения руки.

Приведенные ниже упражнения могут помочь улучшить мелкую моторику, которое ухудшилась после инсульта. Обратите внимание, что некоторые упражнения могут быть слишком легкими или, наоборот, слишком тяжелыми, в зависимости от степени утраты навыков мелкой моторики.

Если у человека после инсульта руки совсем не двигаются, восстанавливайте движения рук при помощи пассивных движений или прочтите абзац в конце этой страницы для идей лечения. Для тех, у кого руки действительно подвижны, попробуйте следующее:

  • Собирать разбросанную мелочь.
  • Переворачивать карты.
  • Практиковаться в письме.
  • Прищеплять прищепки
  • Собирать гайки и болты.
  • Нанизывать бисер.
  • Играть в шашки.
  • Все вместе решать головоломки, вроде кубика Рубика.
  • Играть на пианино.
  • Практиковаться в наборе текста.
  • Перебирать небольшие объекты, такие как пуговицы, монеты и т.д.
  • Скомкайте лист бумаги в шар. Попробуйте расправить его обратно в плоский лист бумаги, используя только руки пострадавшего.
  • Поднимайте пустые банки, а затем опускайте их.
  • Раскатывайте карандаш между большим и другими пальцами руки. delta-change.ru Свежие идеи для вашего бизнеса представлены на сайте http://delta-change.ru у нас вы можете найти ответы на все вопросы

Попробуйте использовать некоторые из приложений для смартфонов и планшетов, которые работают на мелкой моторике. Например Dexteria, Dot и Fruit Ninja, и, возможно, другие.

Реабилитация после инсульта и ЧМТ: современные принципы восстановления тонкой моторики кисти

Актуальность. Стойкие двигательные расстройства мелкой моторики руки являются тяжелым осложнением травм и заболеваний нервной системы. Ежегодно в России происходит около 400 000 новых случаев инсультов, 400 000 случаев черепно-мозговых травм (ЧМТ), из них тяжелые ЧМТ составляют от 4 до 10%.

В России травматические повреждения и заболевания спинного мозга встречаются в 55 — 65 случаях на 1 млн населения, с формированием тяжелого тетрапареза у 50% пострадавших, приводя к инвалидности 1-й и 2-й степени в 80% случаев.

По данным Регистра инсульта Научного центра неврологии РАН, к концу острого периода двигательные нарушения наблюдаются у 81,2% выживших больных. Наиболее ярким проявлением нарушений двигательной активности является постинсультный парез руки.

По данным литературы, у 70% больных активная моторика руки не восстанавливается к моменту выписки из стационара, а у 50% пациентов двигательные функции руки не претерпевают существенных изменений в течение 6 месяцев после инсульта.

С учетом неравномерного восстановления движений и более медленного регресса нарушений мелкой моторики двигательный дефицит в руке может явиться ведущей причиной потери профессиональных навыков пациентов. Нарушения движений руки являются наиболее тяжелыми для пациента из-за ее большого значения в обеспечении ежедневной жизненной активности и самообслуживания.

Основные клинические проявления функционального дефицита мелкой моторики заключаются:

    ► в ограничении подвижности суставов и развитии их контрактуры;

► в уменьшении силы и выносливости мышц;

► в нарушении координации движения на фоне локального или распространяющегося по всей руке болевого, отечного, мышечно-тонического синдромов;

► в нарушении чувствительности кисти и пальцев.

Современные программы медицинской реабилитаци и кисти и пальцев, направленные на восстановление точных и координированных движений, основываются на соблюдении следующих принципов:

    ► раннее начало;► специализация и комплексность;► продолжительность и преемственность на всех этапах медицинской реабилитации основного заболевания или травмы.

Моторное переобучение достигается благодаря высокой функциональной приспособляемости кисти, которая реализуется с помощью интенсивных с большой частотой повторения, специфических для кисти конкретных двигательных заданий, в условиях биологической обратной связи ( БОС ) и повышения мотивации к реабилитации восстановления двигательной функции.

Результативность программ оценивается по достижению бытовой, социальной и профессиональной интеграции больных. Очень важным является соблюдение принципа ранней реабилитации кисти, что позволяет значительно оптимизировать исход повреждения.

Каждый день отсрочки увеличивает тугоподвижность суставов, способствует развитию адгезивного процесса в периартикулярных тканях сочленений пальцев и кисти и закреплению патологического двигательного стереотипа в ЦНС.

В отсутствие адекватной реабилитации трофические расстройства: отек, декальцинация, контрактура — нарастают, что приводит к формированию синдрома «неуправляемой руки» .

К факторам, затрудняющим и замедляющим функциональное восстановление мелкой моторики, относятся:

    ► повреждение (заболевания) соседних тканей (костей, суставов);

► отсутствие правильной диагностики, своевременного оптимального медикаментозного и/или оперативного лечения;

► нарушение чувствительности (гиперпатия, каузалгия), контрактуры, выраженные нарушения трофики и др.;

► фактор времени, т.е. срок между острейшим периодом инсульта или ЧМТ и началом лечения;

► когнитивные расстройства.

Большое значение в восстановлении мелкой моторики на различных этапах лечения имеет ЛФК. Ее задачами являются:

    ► максимально полное восстановление функции кисти и предупреждение осложнений, то есть контрактур, трофических нарушений;► предупреждение прогрессирования нарушения функции кисти и стабилизация последствий;► адаптация больных к выполнению бытовых и производственных навыков, подготовка к трудовой деятельности.

Задачи ЛФК решаются в два этапа:

    ► на первом этапе проводится восстановление подвижности суставов, мобилизация и укрепление гипотрофированных мышечных групп;► на втором этапе проводится восстановление функциональной активности кисти и пальцев, оптимизация кинематики верхней конечности, социально-бытовая адаптация.

В настоящее время благодаря бурному развитию нейрореабилитации возможности ЛФК в восстановлении кисти и руки значительно расширились.

Наряду с применением изометрических, пассивных, активных динамических упражнений, упражнений с предметами, отягощением, сопротивлением, воспитанием навыков бытового самообслуживания активно используются тренировки на аппаратах механотерапии.

На ранних этапах реабилитации применяют аппараты пассивного движения: Kinetec (KINETEC S. A. Франция), Artromot (OrmedD-GmbH & Co, Германия), Motomed (RECK-Technik GmbH & Co. KG (Германия) и др.

При нарушении иннервации и изменении чувствительности разработка допустима только в пределах переносимой, быстро преодолеваемой болезненности. Поэтому в таких случаях рекомендуют кратковременные, в пределах минимальной болезненности, часто повторяемые активные упражнения в динамическом режиме до развития утомления в мышцах («каждый час — 5 минут»).

На этапе восстановления функциональной активности первостепенное значение имеет разработка суставов пальцев и проксимальных отделов руки в активном режиме.

Тренировки на аппаратах позволяют добиться улучшения функционального состояния кисти за счет большого числа повторений однотипных, контролируемых по скорости, амплитуде движения и переносимости упражнений и обеспечивают создание объективного актуального протокола максимально безопасной тренировки.

Для разработки дистальных отделов руки применяют такие тренажеры, как Amadeo® System и Pablo® System (Tyromotion Gmbh, Австрия), сенсорные перчатки типа HandTutor (Meditouch, Израиль). Они позволяют под контролем БОС проводить тренировки мелкой моторики в различных двигательных режимах, нескольких плоскостях, с разной степенью сложности задания.

Отличительным и, пожалуй, самым большим достоинством аппаратной реабилитации является наличие модуля обратной связи. В настоящее время БОС признана ключевым звеном в контроле за правильностью выполнения движения и в закреплении результатов моторного переобучения.

Наличие модуля БОС обеспечивает максимальную активность и участие пациента в восстановлении утраченных функций кисти.

Большой интерес представляет комплект кинезио-терапевтического оборудования Leonardo (Chinesport, Италия), разработанный под руководством А. Crippa, доцента факультета кинезиотерапии Медицинского университета г. Милана.

Тренажеры Leonardo полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к реабилитационным устройствам для восстановления проприоцепции, моторного контроля, внимания и когнитивных процессов у пациентов с двигательными нарушениями, независимо от вызвавшей их причины.

Тренажеры серии Leonardo представляют собой отдельные модули, изготовленные из бука, разной формы, объема и размера, адаптированные к выполнению упражнений руками, ногами и туловищем.

Контроль за выполнением движения осуществляется с помощью светового луча (аналогичного лучу лазерной указки), источник которого крепится на рабочем сегменте конечности или тела или на рабочей поверхности подвижного модуля и не нарушает кинематики, и экрана с разметкой.

Для контроля в комплекте также имеется несколько специально сконструированных транспортиров, электронный угломер, устройства для звукового и вибрационного сигнала. Комплект состоит из нескольких модулей. Весь набор модулей полностью хранится в маленьком чемодане.

Особый интерес представляет набор для разработки мелкой моторики кисти. Модули тренажера Leonardo несколько напоминают материалы для занятий по методу Монтессори для развития мелкой моторики ребенка. Это набор маленьких цилиндров разной высоты, полусферы, деревянные полувалики, дощечки с отверстиями, аркитранспортиры, доска для отведения первого пальца кисти с транспортиром.

В наборе представлены модули для формирования различных видов схватов и развития сенсорики. Тренировку ловкости пальцев обеспечивают особые сборные конструкции, оснащенные БОС.

С их помощью выполняются упражнения для увеличения подвижности и координации движений в кисти и пальцах, а изменение величины отягощения не только усложняет двигательную задачу, но и приводит к увеличению силы мышц кисти.

Источник: https://heal-cardio.com/2016/02/08/vosstanovlenie-motoriki-posle-insulta/

28 упражнений для восстановления моторики рук

Упражнения для моторики рук после инсульта

Приведённые упражнения направлены на восстановление мелкой моторики рук.  Восстановление подвижности руки – один из самых сложных этапов реабилитации, поэтому важно проявить настойчивость и пробовать все упражнения подряд до тех пор, пока вы не найдете то, что подходит именно для вас.

Упражнения на растяжку

Упражнения на растяжку выполняются активно или пассивно в зависимости от степени утраты подвижности руки. Если подвижность конечности утеряна полностью, вы можете выполнять упражнения, помогая себе здоровой рукой. Упражнение помогает предотвратить спазм мышц и восстановить подвижность руки.

Упражнение для кисти

Положите руку на стол, позвольте ладони свободно свисать с его поверхности. Начните двигать ладонью вверх и вниз, сгибая запястье.

Упражнение для большого пальца

Стартовая позиция – полностью раскрытая ладонь. Переместите большой палец по направлению к мизинцу, как если бы вы показывали цифру 4. Продолжайте перемещать большой палец между этими двумя позициями.

6 легких упражнений для рук

Если подвижность руки частично сохранения, практикуйте приведенные ниже упражнения. Для выполнения вам понадобятся несколько простых предметов. 

  • Складывание монет столбиком
  • Сжимание прищепок
  • Настольные игры (шахматы и шашки)
  • Собирание паззла
  • Игра на фортепиано
  • Игра на виртуальном пианино (электронный симулятор)

2 упражнения на вращение и перемещение предметов

Освоив комплекс упражнений по координации, приступайте к упражнениям на вращение и сдвиг.

Возьмите ручку и попробуйте повращать ее вокруг среднего пальца, используя указательный и безымянный пальцы. Обязательно думайте о том, как ручка вращается в вашей руке.

Затем возьмите ручку так, как вы обычно держите её в процессе письма (большим, указательным и средним пальцами). Толчками выдвигайте ее вперед, пока в руке не останется только кончик. Переворачивайте ручку и повторяйте упражнение сначала. В процессе упражнения думайте о том, как ваши пальцы движутся вдоль ручки.

Упражнения для рук: повышение сложности

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся 10 одинаковых маленьких предметов вроде зерен гороха. Задача упражнения – пальцами собрать со стола все зёрна. Подбирая каждое следующее, пробуйте удержать в руке уже собранные горошины.

Таким образом, указательным и большим пальцем вы отрабатываете щипковый хват, а остальными – учитесь удерживать предметы.

Когда все зёрна окажутся в руке, сложите их обратно на стол одно за другим. Используйте большой палец, чтоб переместить зерно из ладони в захват между большим и указательным пальцем, а затем положите зерно на стол.

Это упражнение требует хорошей координации. Если у вас не получается выполнить его с первого раза, помните, что это сложная задача, требующая серьезной тренировки.

8 терапевтических упражнений с мячиком

Мяч – один из самых простых и доступных инструментов для восстановления подвижности рук.

Используйте мягкие мячи для тренировки силы и жесткие – для восстановления координации движений. Попробуйте использовать мячики разных размеров и жесткости, чтобы сделать тренировки эффективнее.

  1. Силовой хват. Сожмите мячик всеми пальцами. Постарайтесь сжимать именно подушечками и кончиками пальцев.
  2. Щипковый хват. Сожмите мяч между большим пальцем и остальными пальцами. Ритмично сжимайте его с обеих сторон.
  3. Тренировка большого пальца. Катайте мячик вверх-вниз по ладони, сгибая и разгибая большой палец.
  4. Катание мяча по столу. Катайте мячик по поверхности, прокатывая по нему всей ладонью – от запястья до кончиков пальцев.
  5. Сжимание ладонью. Удерживая мячик в ладони, сжимайте его пальцами. Это упражнение отличается от силового хвата тем, что вы должны фокусироваться именно на сжимании пальцев вовнутрь. Представьте, что вы пытаетесь вжать пальцы прямо в ладонь.
  6. Вращение большим пальцем. Совершая большим пальцем круговые движения, вращайте мячик в ладони.
  7. Сжимание пальцами. Сжимайте мячик любыми двумя пальцами одной руки. Чередуйте пальцы.
  8. Перекатывание мячика. Перекатывайте мяч из стороны в сторону, используя большой палец.

8 упражнений с терапевтическим пластилином

Терапевтический пластилин – ещё один инструмент восстановления координации и моторики рук.

  1. Упражнение «ножницы». Сжимайте комок пластилина между пальцами.
  2. Щипковый хват. Сжимайте комок пластилина большим, указательным и средним пальцами.
  3. Силовой хват. Вдавливайте все пальцы в комок пластилина.
  4. Плоский зажим. Сжимайте комок пластилина вытянутыми пальцами.
  5. Растяжение двумя пальцами. Оберните полоску пластилина вокруг двух пальцев и растяните его в разные стороны.
  6. Разработка пальца. Оберните полосу пластилина вокруг согнутого пальца. А потом выпрямите палец, преодолевая сопротивления кольца.
  7. Растяжение всеми пальцами. Оберните полоску пластилина вокруг пальцев, а затем растягивайте ее всеми пальцами одновременно.
  8. Полный силовой хват. Сомните комок пластилина, вдавливая его пальцами в ладонь.

Источник: https://nevrohelp.info/news/28-uprazhneniy-dlya-vosstanovleniya-motoriki-ruk

Себе подмога

Упражнения для моторики рук после инсульта

Когда смотришь на помещенную на 3-й обложке журнала фотографию Татьяны Чекаловой, красивой, большеглазой, жизнерадостной и такой же стройной, как и березка, которую она обнимает, трудно поверить в то, что три года назад Татьяна пережила инсульт, весила на 20 килограммов больше и выглядела, по ее словам, «тетей с бесформенным лицом и заплывшими глазками». Однако ей удалось не только в короткий срок реабилитироваться после болезни, устранить асимметрию лица, восстановить подвижность лицевых мышц и пальцев с помощью упражнений, но и сбросить лишний вес, «стереть» морщинки и убрать второй подбородок. Сегодня Татьяна начинает делиться своим опытом с читателями журнала.

 Гимнастика после инсульта

В одной официальной сводке я нашла информацию о том, что в наши дни каждые 1,5 минуты с кем-то из россиян случается инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением тканей мозга и расстройством его функций.

Те, кто сумел восстановиться после инсульта, поистине счастливчики. Однако для того, чтобы вернуться к активной полноценной жизни, им, по сути, приходится начинать новую жизнь, заново обучаться ходить, говорить, писать.

Цели достигают лишь самые настойчивые…

Я бы никогда не осмелилась писать на эту тему, если бы сама не пережила инсульт. Он коварно подкрался ко мне, застав врасплох, прямо на родительском собрании в классе у дочери. Мы оживленно обсуждали предстоящее празднование Нового года, как вдруг я поняла, что не владею речью и земля уходит из-под ног.

 Дошла я как-то до своего дома, который находится в двух шагах от школы, и тут выяснилось, что я не только не могу сказать встретившей меня дочери ни одного слова, но и записку ей написать не в силах. Речь у меня отнялась, губы были непослушными, только чуть-чуть шевелились.

Правая рука тоже отнялась, пальцы не слушались. Лицо стало асимметричным. К счастью, дочь не растерялась и позвонила отцу. Муж приехал через 10 минут, вызвал «скорую помощь».

Когда она часа через полтора прибыла, мое состояние было такое, будто нахожусь в самой последней стадии опьянения…

В больнице мне поставили диагноз «ишемический инсульт головного мозга». Мне было всего 39, и услышанное навело на меня ужас. Врачи решили, что главной причиной инсульта было высокое артериальное давление.

У меня как раз была довольно ранняя гипертония, и удар, возможно, случился из-за нее (хотя когда врачи «скорой помощи» измерили мне давление, оно было вполне сносным — 175/90, раньше бывало и выше).

А может, все случилось по вине стресса, который я испытывала, правда, стрессом мое состояние назвать трудно, это был скорее взрыв положительных эмоций.

Я только что уволилась с работы по найму, начала самостоятельно работать бизнес-тренером, у меня появилось множество связей и клиентов, все было замечательно, шло стремительное развитие карьеры. И видно, положительных эмоций оказалось слишком много (кстати, сейчас, после инсульта, давление выше 140 никогда у меня не поднимается)…

Очутившись в больнице, вечер и половину следующего дня я потратила на жалость к себе и тяжелые мысли.

Думаю, что тем, с кем такого никогда не было (и пусть никогда не случится), рассказывать, какие драматичные мысли лезли мне в голову, бессмысленно.

А те, кто пережил подобное, наверняка сами помнят поистине животный ужас и ощущение полной беспомощности. Я чувствовала, что оказалась за бортом уплывающего корабля с названием «Жизнь».

На следующий день, видимо, всласть «надраматизировавшись», я начала думать, как я теперь буду жить и работать (вопрос далеко не праздный, поскольку моя профессия тесно связана с публичными выступлениями). И, может, от беспросветности, внезапно собралась, взяла себя в руки и занялась одним из своих излюбленных занятий — гимнастикой для лица (речь о ней пойдет в следующем номере журнала. — Ред.).

Изо дня в день я бесконечное количество раз повторяла простые, доступные в моем положении упражнения для лица, а также под одеялом непрерывно, как молитвы, нашептывала непослушными губами скороговорки (не зря же я учила людей на своих тренингах, что скороговорки улучшают артикуляцию).

Из собственной практики я знала, что для тренировки губ подходят скороговорки со звуками «Б» и «П», а для улучшения работы языка лучше всего использовать скороговорки с акцентом на звуки «Л» и «В». В своей ситуации, когда мозги и так «перемешаны и перепутаны», я выбирала вперемешку «легкие» и сложные по смыслу и произношению скороговорки.

Б—П

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Л—В

Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.

В чистом поле — холм с кулями. Выйду нА холм, куль поправлю.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

Эти скороговорки (особенно последняя) не только помогли мне восстановить речь, но и «вправили мозги»: одного только осознания того, на чем стоит поп и во что он одет, не выдержит ни один инсульт!

А так, «неприличные» скороговорки, которые часто используются на тренингах в очень приличных диспетчерских службах государственного масштаба, придают при произношении больше ответственности.

Через неделю я уже общалась по мобильному телефону с близкими, друзьями и знакомыми, и те, кто не знал о происшедшем со мной, спрашивали: «Почему ты говоришь так медленно?» А я была счастлива: значит, я снова изъясняюсь понятно и чисто, а то, что говорю медленно (и мысли формулирую с великим трудом), так это можно наверстать.

Мой лечащий врач одобрял, что я не лежу пассивно, а что-то делаю для себя. Он говорил, что просто валяться в кровати ни в коем случае нельзя. Несмотря на инсульт, можно (и нужно) выполнять доступные движения, а после выписки из больницы заниматься посильными видами спорта (ходьбой, лыжами, плаванием, йогой), ставить крест на себе не надо.

В больнице я пролежала стандартные две недели. За день до выписки мой врач, проверяя реакции, попросил показать язык, зубы, улыбнуться, подвигать бровями и удовлетворенно сказал: «Ну вот, теперь мышцы вашего лица работают симметрично. Никогда не видел такого быстрого восстановления».

Однако когда я выписалась и пошла в поликлинику, чтобы встать на учет, меня тут же начали готовить к комиссии на инвалидность. Но меня это не устраивало.

Я рано вставала, приводила себя в порядок и часами напролет вязала. Вязать умею, но не люблю, а тут пришлось — это занятие прекрасно развивает мелкую моторику (а она стимулирует восстановление клеток мозга).

Обвязала тогда всю семью и всех родственников.

Потом нашла хорошего врача-рефлексотерапевта и вечерами ходила к нему на сеансы акупунктуры. После акупунктуры в голове появилась ясность, говорить стала лучше. А потом, через три месяца после выписки из больницы, съездила на месяц в специализированную больницу восстановительного лечения (она за городом).

Там людей, переживших инсульт, инфаркт, тяжелые катастрофы, лечат не совсем стандартными способами: углеводородные ванны, лечебное одеяло, песочная терапия, акупунктура и т.д. Вот там я пришла в себя полностью. По прибытии домой участковый невропатолог снял вопрос о моей инвалидности.

И я уже через полтора месяца после возвращения домой из загородной больницы провела свой первый после инсульта тренинг по тайм-менеджменту (управление своим временем).

Именно в этой загородной больнице восстановительного лечения я занялась пальчиковой гимнастикой. Тогда и выяснилось, что, несмотря на то, что до этого я вязала, делала разную работу по дому, даже иголкой шить почти получалось, мои пальцы все же работали плохо.

Сейчас я уверена, что пережившим инсульт начинать нужно именно с пальчиковой гимнастики, причем сразу, если позволяет состояние (а тем, кто находится в сознании — оно позволяет), хоть в первый день после удара.

Я же узнала о пальчиковой гимнастике уже после выписки из больницы, поэтому и писать научилась гораздо позже, чем говорить. Гимнастика эта простая, и ее нужно просто выполнять, не ленясь и не жалея себя.

В общем, в самом прямом смысле этих слов — нужно взять себя в руки.

 Упражнения для пальцев

1. Сидя или лежа, положить пальцы на колени и немного их раздвинуть. Начать поднимать по одному пальцу обеих рук по очереди.

Ничего, если одна рука пока не работает, для того и гимнастика, чтобы разрабатывать. Начать с мизинца, заканчивая большим пальцем, затем идти в обратном направлении.

Повторить упражнение, в зависимости от успехов, не менее 10 раз. Чем меньше будут успехи, тем больше придется работать.

2. Сидя или лежа, положить пальцы на колени и немного их раздвинуть. Теперь каждым пальцем по очереди (на обеих руках одновременно) покрутить сначала в одну сторону, затем в другую. Эти движения не совсем просто даются даже здоровым людям. А ведь именно мелкая моторика улучшает работу мозга. Поэтому упражнение полезно абсолютно всем. Повторять его от 7 раз.

3. Сидя или лежа, пошевелить пальцами ног (если вы в обуви, снимите ее на время гимнастики) натянуть пальцы к себе и раздвинуть их, затем свести снова. Повторять упражнение от 10 раз.

4. Соединить пальцы обеих рук в замок и поочередно поднимать одноименные пальцы обеих рук (большой палец на левой руке, затем большой палец на правой руке, и т.д.), затем в обратном порядке (рис. 1). Повторить от 10 раз.

  5. Продолжая держать пальцы в замке, сделать волну руками; разумеется, в этом упражнении будут участвовать и локти (рис. 2). Время выполнения упражнения — от 30 секунд.

6. Сделать мудру «Окно мудрости». Слово «мудра» в переводе с санскрита означает «печать», «знак». В буддизме, индуизме особые жесты и переплетения пальцев считаются магическими. Думаю, для выздоровления немного магии не помешает никому.

Считается, что эта мудра открывает в организме человека важные для его жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность. Мудру рекомендуется применять также при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга.

Выполняется она так: безымянный (сердечный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Точно так же складывают пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены (рис. 3). 

 7. Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать небольшой массажный мяч-ёжик (я до сих пор использую такой мячик, который в диаметре составляет 7—8 см). Чем мячик меньше, тем больше усилий придется затратить, работая с ним, тем больше будет эффект.

Упражнение состоит в игре с мячом: перекидывать его из руки в руку, крутить его вокруг рук, просто массировать им ладони и пальцы рук (рис. 4). Тренироваться не менее 3 минут (чем дольше, тем лучше).

В больнице восстановительного лечения пальчиковая гимнастика занимала около 15 минут. Помимо упражнений, о которых я рассказала, нам предлагали упражнения для рук в целом, например, помахать руками, как птица, и т.д. Но, насколько мне известно, для мозга главное, если работают именно связанные с ним пальцы, причем не только рук, но и ног.

Думаю, что в особо тяжелых случаях даже эти 7 упражнений пальчиковой гимнастики могут оказаться подвигом. Но если человек хочет поскорее привести себя в порядок, совершать такой подвиг нужно ежедневно.

 Татьяна ЧЕКАЛОВА   (Журнал «Физкультура и спорт», 2008 г., № 7)  (Продолжение следует)

В дополнение: ссылка на передачу « Доброго здоровьица!» от  10.12.2012 г.

Выступление Татьяны Чекаловой  на 24 минуте передачи.

http://www.1tv.ru/videoarchive/55581

Источник: http://sebe-podmoga.ru/statia/gimnastika-posle-insulta-uprazhneniya-dlya-paltsev

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов.

Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями.

Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов.

Симптомы нарушения моторики рук после инсульта

Клиническими признаками нарушения двигательной активности являются:

  • резкое снижение мышечной силы (до полного исчезновения);
  • быстрая утомляемость мышц;
  • выраженное нарушение подвижности суставов на фоне контрактур;
  • нарушение координации движений;
  • снижение или потеря местной чувствительности.

Подвижность и координация могут дополнительно страдать вследствие развития болевого синдрома и отечности тканей.

Что мешает восстановлению моторики после инсульта

Улучшение двигательной активности рук и восстановление мелкой моторики после острых нарушений мозгового кровообращения – процесс довольно сложный. Он может быть ускорен применением эффективных методов лечения, а может быть и замедлен.
Причинами замедления (а иногда – и невозможности) реабилитации могут стать:

  • неверный диагноз;
  • поздно начатое лечение;
  • серьезные нарушения питания местных тканей (нарушения кровообращения);
  • травмы или хронические патологии близлежащих областей;
  • депрессивные и апатичные состояния пациента;
  • другие психические расстройства.

Как проводится восстановление моторики?

Борьба с нарушениями моторики рук после инсульта требует комплексного подхода. Лечение важно начать как можно раньше. Своевременная терапия дает гораздо больше шансов на быстрое достижение положительных результатов.

Обратите внимание: Важно помнить, что каждый день без тренировок способствует формированию в ЦНС стереотипа отсутствия движения. Прямым следствием становятся нарушения трофики тканей; развивается атрофия мускулатуры и декальцинация костной ткани.

Основными методами развития моторики рук в восстановительном периоде после перенесенного инсульта являются массаж и гимнастические упражнения.
Кисти и пальцы содержат огромное количество нервных окончаний. Если из ЦНС не поступает адекватный сигнал к движению, важно направить его от пальцев к мозгу.

Местный массаж, назначаемый пациентам, способствует восстановлению путей передачи нервных импульсов – т. н. рефлекторной дуги. Кроме того, физическое воздействие на ткани способствует улучшению местного кровотока (микроциркуляции) и, соответственно, улучшению трофики тканей.

Благодаря профессиональному массажу, применяемому в комплексе с другими методиками, можно в сжатые сроки восстановить способность к активным точным движениям, а также тактильную чувствительность.

Еще один важный момент при восстановлении мелкой моторики после инсульта – регулярное выполнение гимнастических упражнений.

Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций.

Регулярные занятия под руководством врачей помогают пациентам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Возможность полного самообслуживания является одной из важнейших задач реабилитационных методик.

Все упражнения необходимо выполнять обеими руками синхронно. Обычно нарушена подвижность одной из них, и симметричные действия значительно ускорят восстановление.

Продолжительность гимнастики должна составлять не более 8-10 минут в час, чтобы не развивалась значительная усталость.

Комплекс движений важно повторять регулярно, чтобы заново сформировать мышечный рефлекс и двигательный стереотип.

Примеры упражнений:

  • Сожмите пальцы в кулак, увеличивая усилия в финальной фазе движения. Медленно разожмите их, стараясь представить себе действие каждой мышцы.
  • Поместите кисти рук на горизонтальную поверхность, развернув их ладонями кверху. Немного раздвиньте пальцы. Приподнимите мизинцы, стараясь сохранить неподвижность остальных пальцев. Зафиксируйте их в этом положении на 3-5 секунд и расслабьте. Выполните аналогичное упражнение последовательно для всех остальных пальцев.
  • Положите ладони на стол так же, как и при выполнении предыдущего упражнения. Поочередно опишите круги (по часовой стрелке и против нее) приподнятыми пальцами, начиная с мизинца.

Для разработки мелкой моторики при восстановлении после инсульта полезно использовать подручные материалы. Отличного эффекта позволяют добиться такие действия, как перебирание крупы, лепка из пластилина, застегивание пуговиц и завязывание узлов на веревке.

Влияние психологического настроя при развитии  моторики рук

Инсульт нередко становится настоящей трагедией как для больного, так и для его семьи. Поражения мозга провоцируют снижение психической активности и эмоциональную лабильность.

Больной может как бы «махнуть рукой» на себя, у него появляется безразличие, периодически сменяющееся вспышками раздражительности и даже гнева.

Апатия бывает настолько велика, что человек не хочет выполнять никаких упражнений, пытаться вставать, хоть как-то двигаться.

К объективным причинам снижения психологической активности добавляются внутренние переживания, обусловленные изменением привычного образа жизни, невозможностью обхаживать себя, принимать какие-то глобальные решения.

Неподвижность, изоляция, боязнь стать обузой, страх перед будущим превращают еще вчера активного и свободолюбивого человека в совершенно безвольного и апатичного. Он теряет веру в собственные силы, возможность развития моторики рук и возвращению к прежней жизни.

На этом фоне может  появиться депрессия, которая только усугубит ситуацию.
Такому человеку обязательно нужна не только моральная поддержка родных и близких, но и помощь врача.

Опыт психологов и психиатров центра «Веримед» позволяют быстро и точно определить корень имеющейся проблемы, найти «ключик» как к самому пациенту, так и к его родственникам.

Специалисты подберут правильную схему терапии, способствующую мотивации пациента на выполнение необходимых упражнений, устраняющую основные проявления апатии, депрессии и других психических расстройств.

А с верой в скорейшее выздоровление восстановление мелкой моторики рук после инсульта пойдет гораздо быстрее.

Не позвольте упадническому настроению погубить вашу дальнейшую жизнь – звоните нам просто сейчас!

Источник: https://verimed.ru/uslugi/reabilitaciya/vosstanovlenie-motoriki-posle-insulta/

Подборка игр для людей после инсульта

Упражнения для моторики рук после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора.

    Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игры

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол»«Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– разучивать стишки,

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку.

    Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его.

Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

  • Многоразовые карточки «Головоломки»,
  • Магнитная игра «Деловые жуки»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник: https://www.sova-toys.ru/post/81/view

ПроИнсульт
Добавить комментарий