Роль медицинской сестры в профилактике инсульта

Участие медицинской сестры в профилактике нарушения мозгового кровообращения

Роль медицинской сестры в профилактике инсульта

В остром периоде инсульта основные мероприятия направлены на улучшение общего физического состояния больного, профилактику состояний, связанных с обездвиживанием, в соответствии с сохранными возможностями, улучшение двигательных, речевых, сенсорных функций, психоэмоционального состояния, восстановление самообслуживания и стереотипных бытовых навыков, предупреждение повторного инсульта.

Основное место отводится профилактике застойных явлений. Для этого необходимо поворачивать больного в постели каждые 2 часа, обрабатывать кожные покровы, проводить дыхательную гимнастику, раннюю активизацию больного.

Обязательно использование компрессионных чулок для профилактики тромбоза вен нижних конечностей, индивидуально решают вопрос о назначении антикоагулянтов.

При сохраненном сознании для кормления больного используют полужидкую пищу, питание дробное, богатое витаминами и микроэлементами, с ограничением соли, исключением пряной, копченой пищи.

При нарушенном сознании и/или глотании происходит обезвоживание организма, приводящее к усугублению нарушения кровообращения в мозге. В среднем в сутки человеку необходимо около 2 л жидкости (при повышенной температуре, учащенном дыхании — больше). Жидкость должна поступать или через зонд, или внутривенно капельно.

Одной из основных проблем лежачих больных является запор. В свою очередь чрезмерное натуживание при дефекации может приводить к повторному инсульту. Решение этой проблемы состоит в назначение диетотерапии, достаточном поступлении жидкости, создании комфортных условий для осуществления дефекации, при необходимости используют слабительные средства.

В остром периоде инсульта может развиться задержка мочи или непроизвольное мочеиспускание. Для контроля этой функции необходим учет вводимой и выводимой жидкости, при необходимости — катетеризация мочевого пузыря.

При непроизвольном мочеиспускании и/или дефекации необходим тщательный уход за кожными покровами, обработка наружных половых органов, своевременная смена белья или памперсов.

В этот период инсульта медсестра должна уделять внимание динамике нарушения сознания у больного, что имеет значение для определения тяжести состояния и составления правильного плана медицинских вмешательств.

При расстройствах сознания медсестра должна обеспечить пациенту покой, обезопасить его от возможных повреждений, больной должен быть изолирован в отдельную палату с приглушенным светом, из которой должны быть удалены опасные предметы; с пациентом должна постоянно находиться медицинская сестра или социально значимый человек, для консультации экстренно вызывают психиатра и в дальнейшем выполняют его назначения.

Медсестре необходимо различать виды непродуктивных расстройств сознания (оглушение, сопор, кома), так как переход одной формы нарушения сознания в другую является четким критерием ухудшения состояния больного, о чем должно быть немедленно доложено врачу. При непродуктивных расстройствах сознания медсестра должна осуществлять мониторное наблюдение за дыханием, пульсом, АД, контролировать количество введенной жидкости и диурез, проводить профилактику осложнений.

В коррекции двигательных нарушений особое внимание уделяют кинезитерапии– пассивные и активные упражнения, упражнения на растяжение, обучение сидению, вставанию, ходьбе.

Важны правильная укладка пораженных конечностей, пассивная гимнастика, массаж, направленный на улучшение кровообращения, профилактику атрофий, восстановление мышечной силы.

При нарастании мышечного тонуса необходима фиксация пораженных конечностей в функционально выгодном положении, формирование правильного двигательного стереотипа с помощью лечебной физкультуры с использованием биологической обратной связи, трудотерапии, массажа, направленного на предотвращение чрезмерного повышения мышечного тонуса. Если позволяет состояние сердечно-сосудистой системы, присоединяют физиотерапевтические процедуры, (электромиостимуляцию).

При координаторных расстройствах проводят тренировку мелкой (пуговки) моторики, обучение безопасной ходьбе с помощью вспомогательных средств (трость, ходунки), вырабатывают бытовые двигательные стереотипы (застегивание пуговиц, открывание замков, пользование столовыми приборами и т.д).

При вестибулопатиях медсестра обучает больных методам самоухода, которые не провоцируют приступы головокружения, объясняет правила “безопасного дома”.

При чувствительных расстройствах полезны физиотерапевтические процедуры.

Помощь при речевых расстройствах включает контроль за дыханием, обучение координации дыхательных движений, контроль скорости речи (замедление темпа речи делает ее более разборчивой).

Пациентам с афазией показаны логопедические занятия (сначала индивидуальные, затем групповые), активное участие родственников в выполнении заданий логопеда.

Цель логопедических занятий– восстановление речевой функции и обучение больного общению путем использования невербальных методик (использование карточек с надписями, жестов, пения).

Большое внимание уделяют психотерапевтическим занятиям как с больными, так и с родственниками, консультированию членов семьи.

Если по каким-то причинам больной с острым инсультом не был госпитализирован, патронажная медицинская сестра должна организовать и научить родственников как обеспечить безопасное нахождение больного дома, тщательное выполнения врачебных назначений, осуществлять мероприятия по уходу за пациентом и обучение родственников навыкам ухода за лежачим пациентом.

Уход за пациентом и профилактика возможных осложнений должны быть начаты с первых часов после инсульта и включать все мероприятия, связанные с беспомощным состоянием пациента, ограничительным режимом и важнейшим компонентами лечения больных инсультом.

В профилактике инсультов (как впервые возникших, так и повторных) важнейшую роль занимает диспансеризация больных. На диспансерном приеме медицинская сестра проводит:

– контроль АД, пульса, при необходимости проводит контроль ЭКГ.

– проверяет дневник наблюдения пациента за своим состоянием.

– помогает пациенту разобраться с режимом приема лекарственных препаратов, составляет памятку пациенту, записывает препараты, который больной принимает без назначения врача;

– следит за своевременной сдачей анализов, при необходимости выписывает направление на анализы или самостоятельно проводит забор анализов,

– проводит оценку способности к самообслуживанию в динамике, осуществляет планирование сестринских вмешательств в соответствии с выявленными проблемами пациента.

Для удобства наблюдения больных разделяют на три группы наблюдения:

Группа общего наблюдения — пациенты, имеющие 1~2 фактора риска, требующие наблюдения у семейного врача или гериатра. Задачи медицинской сестры — проведение санитарно-просветительской работы, выявление путем анкетирования факторов риска, консультирование по вопросам их коррекции, обучение методам контроля за своим состоянием.

Группа высокого риска развития инсульта — больные, имеющие более двух факторов риска развития инсульта, они должны наблюдаться у семейного врача и консультируются неврологом 1 раз в полгода.

Медицинская сестра приглашает пациентов на плановый прием, проводит занятия в школах больных (в соответствии с факторами риска), например, в школе сахарного диабета, школе больных с артериальной гипертензией, перед плановым визитом направляет пациента на анализы (клинический анализ крови, протромбин, сахар, липидный спектр крови). По назначению врача направляет пациента в дневной стационар или организует стационар на дому.

Группа больных, перенесших инсульт, наблюдающихся у семейного врача и направляемых на осмотр к неврологу 1 раз в 3 месяца или при ухудшении состояния. В этой группе активно проводят мероприятия вторичной профилактики, ведут занятия в школе постинсультных больных.

Особый аспект вторичной профилактики инсультов– ведение школы постинсультных больных. Занятия организуют для амбулаторных больных, а также родственников, осуществляющих уход за постинсультными больными на дому, и проводят совместно врач-невролог и специально обученная медицинская сестра.

Медицинская сестра осуществляет:

отбор пациентов и формирование их по группам (например, по давности инсульта, по неврологическому дефекту и т. д.);

проводит практические занятия по лечебной физкультуре, обучает больного наблюдению за его состоянием, совместно с больными оформляет личную карточку постинсультного больного, включающую сведения о давности инсульта, принимаемых лекарственных препаратах, в связи с сопутствующими заболеваниями, привычном уровне АД, контактных телефонах;

читает лекции по борьбе с основными факторами риска инсульта, правилам поведения больных, перенесших инсульт, лечебному питанию;

при необходимости направляет больных на консультацию к психотерапевту, психологу, физиотерапевту,

вызывает пациентов на плановые осмотры к неврологу,

ведет медицинскую документацию.

Больным, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, уход близких будет необходим в течение нескольких лет, особенно пациентам, ставшим “узниками” своей квартиры или комнаты. Для таких пациентов и их родственников необходима помощь патронажной сестры.

Патронажная медсестра должна четко понимать сама и внушать своему подопечному, что пострадавший от ОНМК может не только развивать свои речевые или двигательные навыки, но и расширять сферу своего самообслуживания, а так же выполнять несложную самостоятельную работу.

Нужно постоянно подбадривать больного, расширять его функциональные возможности, вселять в больного веру в то, что он сможет хотя бы частично обслуживать себя и не быть в тягость своей семье. Дома больному необходимо обеспечить благоприятные условия для жизни.

Желательно выделить отдельную светлую комнату, удалить лишнюю мебель, убрать ковры, спрятать провода для предотвращения травм, расставить мебель так, что бы больной мог самостоятельно перемещаться с кровати на стул, к столу и далее. Подобрать небьющуюся посуду. Порекомендовать ходунки.

Если пациент лежачий, то обеспечить максимально удобный подход к кровати для обеспечения ухода за больным. Объяснить родственникам правила ухода, научить пользоваться вспомогательными средствами (судно, валики, поильник).

Патронажная сестра должна ознакомить родственников со спецификой ухода за постинсультными больными, особенностями диеты и питьевого режима, обучить простым методам наблюдения за состоянием больного, измерению АД и пульса, алгоритму мероприятий при ухудшении состояния больного.

Выводы:

В настоящее время подход к ведению пациентов с ОНМК, подразумевающий правильную и своевременную диагностику, современные методы лечения, раннюю реабилитацию, диспансерное наблюдение, организацию помощи на дому, позволяет уменьшить число осложнений, понизить степень бытовой зависимости от окружающих, максимально адаптировать пациента к своему состоянию, избежать глубокой инвалидизации и повысить качество жизни больных.

Для предстоящего анкетирования была составлена анкета. Создавшаяся ситуация определяет актуальность проблемы инсультов, для решения которой необходим комплексный подход по изучению причинно-следственных связей, разработка и внедрение новых технологий профилактики цереброваскулярных заболеваний.

Стратегическая задача на ближайшие годы – это усиление профилактической работы среди населения области, пропаганда здорового образа жизни. Соответственно, профилактическая работа должна планироваться исходя из непосредственных потребностей конкретных территорий.

Выявление и контроль факторов риска развития инсульта – это лучший способ его профилактики.

Основные факторы риска инсульта разделяют на немодифицируемые (возраст, наследственная предрасположенность, пол) и модифицируемые (артериальная гипертония, курение, употребление алкоголя, дислипидемия, мерцательная аритмия и другие заболевания сердца, факторы образа жизни, сахарный диабет, предшествующие транзиторные ишемические атаки (ТИА) и инсульт, применение оральных контрацептивов). Одним из критериев успеха медикаментозной профилактики является приверженность пациента к лечению, которая, в свою очередь, не может быть получена без его адекватной осведомленности о факторах риска. Так, низкая приверженность пациентов может быть обусловлена непониманием необходимости постоянного приёма лекарственных препаратов и абсолютное непонимание данных врачом рекомендаций. Соответственно без знания уровня осведомленности пациентов о факторах риска сложно выстроить адекватную профилактическую помощь. В отделении неврологии было проведено анкетирование 26 больных перенесших ОНМК. Анкета составлена в виде 15 вопросов:

1. Как ФИО _____________________

2. Знаете ли вы что – либо о своем заболеваний, объясняла ли вам МС суть заболеваний и возможные осложнений?

Да

Нет

3. Соблюдаете ли вы диету в связи с вашим заболеванием?

Да

Нет

4. Давала ли вам МС рекомендации по диете, и следовали ли вы ей?

Да

Нет

5. Рекомендует ли медсестра избегать чрезмерного употребления мяса и жира?

Да

Нет

6. Соблюдаете ли вы питьевой режим и какие рекомендации давала вам МС по его соблюдению?

Да

Нет

7. Контролируете ли вы и какого роль МС в контролирование АД?

Да

Нет

8. Участвует ли МС в планировке вашей физической активности?

Да

Нет

9. Выполняете ли вы назначения врача (прием лекарственных препаратов)?

Да

Нет

10. Контролирует ли МС прием лекарственных средств вами?

Да

Нет

11. Курите ли вы? Какого роль МС в факте отказа вами курение?

Да

Нет

12. Участвует члены ваши семьи в уходе за вами?

Да

Нет

13. Участвовала ли МС в обучении родственников в уходе за вами?

Да

Нет

Не могу оценить

14. Может ли медсестры грамотно объяснить последовательность своих действий, участие больного в лечебных процедурах?

Да

Нет

15. Рекомендовала ли вам МС правильно относиться к стрессом и по возможности их избегать?

Да

Нет

Источник: https://studbooks.net/1968860/meditsina/uchastie_meditsinskoy_sestry_profilaktike_narusheniya_mozgovogo_krovoobrascheniya

Сестринский процесс при инсульте: что нужно уметь специалисту

Роль медицинской сестры в профилактике инсульта

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Контакты: baranova@cardioplanet.ru

Так как инсульт представляет собой поражение коры головного мозга путем кровоизлияния или ишемического некроза, в зависимости от локализации процесса человек теряет способность к осуществлению некоторых функций. Они могут заключаться в потере социальной и профессиональной способности, но также затрагивают витальные (необходимые для жизни) функции.

Во время лечения заболевания и периода реабилитации помогает обеспечить выполнение потерянных функций медицинская сестра. Рассмотрим подробнее сестринский процесс при инсульте.

Виды сестринской помощи

Медицинская сестра чаще является лишь выполняющим обязанности персоналом. Обычно дает назначения, прописывает необходимые процедуры лечащий врач или консилиум. Но помимо поручений доктора, средний медицинский персонал имеет свои поручения и обязанности, независимо от предписаний.

Сестринский процесс делится на:

  • зависимые вмешательства — выполнение назначений врача;
  • независимые вмешательства — выполнение обязанностей, которые не требуют одобрения доктора;
  • взаимозависимые вмешательства — назначение рекомендаций доктором и выполнение последних медсестрой после проведения некоторых манипуляций средним персоналом.

Этапность процесса

Медицинская сестра в инсультном отделении всегда имеет четко очерченный план действий, и всегда следует установленным канонам. Тактика сестринского процесса в лечении инсульта имеет 5 этапов.

  1. Первичный осмотр пациента и оценка его состояния. На этой стадии медицинская сестра определяет степень поражения, и в каком уходе нуждается больной. Для полной картины поможет тщательно собранный анамнез: жалобы или неврологическое состояние самого пациента, описание выпадения функций родственниками, предыдущий осмотр врачом и анамнез заболеваний в истории болезни, медицинские работники.
  2. Предварительный сестринский диагноз. После собранной информации сестра определяет степень угнетения жизненно необходимых функций организма, степень пареза конечностей. И на фоне собранной картины разграничивает потенциальные и настоящие проблемы, в борьбе с которыми нужна помощь со стороны.
  3. Этап планирования. После установления степени поражения, медицинская сестра разрабатывает план по борьбе с выявленными симптомами для обеспечения жизнедеятельности пациента и скорейшего выздоровления. Поставленные цели и задачи должны быть выполнимыми, четко очерченными с конкретными заданиями и сроками выполнения.
  4. Этап выполнения. На данной ступени медицинская сестра, взаимодействуя с другими сотрудниками и специалистами, производит выполнение намеченного плана. Подробнее о возможных действиях ниже. Эта ступень, по сути, и выполняется на протяжении всех периодов лечения (от острого периода до реабилитации).
  5. Оценка эффективности проделанной работы. Заключительный этап производится практически на протяжении всего периода терапии по достижению поставленной цели. Выполненную работу должна оценивать сама медицинская сестра, но важно учитывать мнение пациента.

Последний этап может быть оценен тремя градациями:

  • цель выполнена;
  • цель выполнена частично;
  • цель не выполнена.

В случае неполного или недостижения поставленных задач, средний медицинский персонал должен указать причину, которая помешала полностью осуществить план.

Общие правила сестринского ухода на этапе выполнения

В разные периоды терапии медицинская сестра сталкивается с различными проблемами, связанными со здоровьем пациента, которые необходимо устранить.

На протяжении всего периода лечения средний медицинский персонал выполняет назначения врача, которые заключаются в постановке капельниц с лекарством, внутримышечных и внутривенных инъекций. Важно контролировать прием и таблетированных препаратов, так как многие пациенты с инсультом находятся в стационаре с парезом конечностей той или иной степени.

То есть самостоятельно принять препарат они не смогут. Также не исключена легкая заторможенность и степень сознания «оглушение». Физических причин невозможности принять лекарство нет, но есть ментальные расстройства. Также атеросклеротическая деменция (на фоне физиологических признаков старения) может сыграть злую шутку на кратковременной памяти.

Помимо контроля лекарственной терапии, медсестра отвечает за динамические данные. Ежедневно контролируются физиологические отправления (стул, диурез), 2 раза в сутки измеряется температура тела и артериальное давление.

При нестабильном состоянии пациента артериальное давление измеряется на обеих руках каждые 3 часа, так как о возможном повторном инсульте или возможном постинсультном инфаркте в первую очередь может сообщить повышенное нестабильное давление крови.

Контролируются пульс на магистральных артериях, его расхождение с частотой сердечных сокращений, частота дыхательных движений.

До стабилизации состояния медицинская сестра контролирует уровень сознания. Все данные записываются в листе назначений, что потом переносится врачом в историю болезни.

Функции медсестры в раннем периоде

Острый период — самый тяжелый для пациента. Как раз в эти несколько суток решается судьба пациента, снижение риска летальности и степень восстановления утраченных функций.

Этот период требует от медсестры наибольшей отдачи и ухода за пациентом. Прежде всего, для среднего медицинского персонала на первом месте должны стоять следующие вопросы:

  • обеспечение дыхательной функции и профилактика апноэ;
  • обеспечение нутритивного и гидратационного баланса;
  • профилактика вторичных осложнений и повторного инсульта;
  • снижение риска тромбоза вен и артерий нижних конечностей;
  • контроль гемодинамики;
  • контроль и снятие боли и отеков в парализованных конечностях;
  • контроль и коррекция психического состояния пациента;
  • профилактика пролежней и увлажнение кожных покровов;
  • обеспечение функциональной способности тазовых органов;
  • сведение к минимуму эмоционального и физического стресса для организма.

Обеспечение витальных функций

Первым делом стоит профилактика апноэ или аспирации. Для этого, сразу после помещения в стационар, медицинская сестра должна проверить ротовую полость на наличие зубных протезов, рвотных масс, западения корня языка. Причиной отсутствия дыхания может стать нарушение кашлевого рефлекса с дальнейшим накоплением бронхиального секрета в бронхах.

Для решения подобных вопросов, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • санация ротовой полости или трахеостомы с удалением секрета из трахеи и бронхов;
  • принятие специального положения (Тренделенбурга) с опущенным головным концом и поворотом головы влево;
  • периодическое выполнение дыхательной гимнастики пассивной.

При нарушении двигательных функций, питанием тоже занимается медсестра.

Если имеется стволовая симптоматика, и произошло нарушение сознания, рефлекса глотания, то пациенту необходимо поставить назогастральный зонд.

Каждые 4 часа медсестра кормит пациента жидкой гомогенной пищей с помощью шприца через зонд. Если у больного парез конечностей, то медсестра просто помогает больному есть обычную пищу.

Гидратация заключается в осуществлении парентеральных и энтеральных инфузий. С помощью них поддерживается водный баланс с учетом физиологических потерь.

Профилактика осложнений

В первую очередь, для избежания повторного инсульта, необходимо круглосуточно находиться рядом с пациентом, четко следовать указаниям врача и обеспечивать максимальный эмоциональный и физический покой. В случае повышения артериального давления, появления жалоб со стороны пациента — срочно связываться с врачом и оказывать неотложную помощь.

Чтобы избежать развития или появления тромбоза сосудов нижних конечностей, нужно туго забинтовывать ноги эластичным бинтом.

Отсутствие движений и невозможность ранней активизации из-за высокого риска повторного нарушения мозгового кровообращения требуют тугого бинтования. Не помешает придать конечности подвышенное положение.

С помощью подушек или валиков поднять конечность под углом 30°. Также это уменьшит отеки и улучшит циркуляцию.

Профилактика пролежней занимает в работе медсестры особое место. Этому нужно уделять должное внимание и не пренебрегать. Целесообразно придерживаться следующего:

  • соблюдать правило ежедневной смены нательного белья;
  • смена постельного белья по мере загрязнения;
  • соблюдать правила гигиены по отношению к пациенту и протирать места соприкосновения камфорным спиртом;
  • каждые 2 часа при отсутствии самостоятельного движения менять положения пациента (часто используемые позы: лежа на спине, на животе, на боку, поза «лягушки», поза Фаулера и Симса);
  • подкладывать специальные валики под крестец, пятки и лопатки.

Устранение боли и отеков в парализованной конечности в основном достигается вышеперечисленными методами профилактики тромбоза конечностей. Помимо этого, медицинская сестра каждый день осуществляет парализованными конечностями некоторый объем пассивных движений, что поможет улучшить циркуляцию, отток лимфы и провести профилактику артропатий.

Нормализация физиологических отправлений

Инсульт может нарушить функции тазовых органов. Это может проявиться слабостью сфинктеров вследствие центрального пареза и недержанием мочи и кала или рефлекторной задержкой и невозможностью опорожниться.

Для нормализации диуреза устанавливают катетер. Женщинам процедуру выполняют медсестры. Если пациент — мужчина, то дело предоставляется урологу из-за сложности строения (поворотов и стриктур) мужской уретры.

Что касается стула, то чаще всего у больных развивается парез кишечника с дальнейшим запором. Для решения проблемы сразу медсестры делают клизмы. А после нормализации состояния (излишнее натуживание может спровоцировать повторный случай геморрагического инсульта) помочь можно щадящими слабительными (Дюфалак).

Работа медсестры во время реабилитации

После восстановления функциональности организма и установления стабильного состояния, начинается реабилитационный период. На этом этапе больше восстанавливают двигательную активность, речевые отклонения, психическую сферу. Максимально восстанавливают социальную, бытовую и при необходимости профессиональную трудоспособность.

Медсестра на этом этапе принимает также активное участие, и выполнение поставленных задач даже больше зависят от организованности работы среднего медицинского персонала.

Для восстановления двигательной активности медсестра выполняет лечебную физкультуру вечером и в выходные, следит за индивидуальной работой пациента над собой, помогает больному передвигаться.

При восстановлении психических и сенсоневральных нарушений медсестра выступает в качестве учителя, следуя указаниям логопеда. Она заново учит больного читать, писать, произносить звуки и в дальнейшем предложения.

Восстанавить бытовую трудоспособность, то есть возобновить навыки самообслуживания помогут организация режима труда и отдыха. Медсестра должна тактично распределять активную и пассивную нагрузку, быть опорой для пациента. Поможет быстрому восстановлению поддержка больного с моральной и физической стороны.

Перед выпиской медсестра проводит беседу с родственниками по поводу дальнейшего ухода, занятий и соблюдения специальной диеты.

Источник: https://CardioPlanet.ru/zabolevaniya/insult/sestrinskij-protsess-pri-insulte

ПроИнсульт
Добавить комментарий