Не узнает родных после инсульта

Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Не узнает родных после инсульта

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами.

В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих.

Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет.

И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны.

Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения.

Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности.

Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения.

При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова.

Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач.

Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже.

И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н.

«телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом.

Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник.

Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки.

Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.

Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото.

Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой.

Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни.

Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к.

у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление.

В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз.

Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник: https://neuroreab.ru/article/2019/rasstrojstva-rechi-chteniya-i-pisma-posle-insulta-kak-rodnye-i-blizkie-bolnogo-mogut-emu-pomoch/

Восстановление речи после инсульта: каких ошибок важно избежать

Не узнает родных после инсульта

Одним из последствий инсульта является нарушение речи разной степени тяжести. О важности ранней реабилитации под наблюдением специалиста, а также о том, как близкие пациента могут, сами того не желая, навредить ему, Medical Note поговорил с врачом-нейропсихологом московской Клиники восстановительной неврологии Алиной Николаевной Ильичевой.

Врач-нейропсихолог московской Клиники восстановительной неврологии Алина Николаевна Ильичева.

Инсульт занимает третье место в мире среди причин смертности, а также является одной из основных причин инвалидизации. Если человека удается спасти, какие последствия возможны?

— Инсульт — это острое нарушение мозгового кровообращения, которое достаточно быстро развивается (несколько минут или часов) и влечет за собой гибель клеток головного мозга из-за кислородного голодания. Различают несколько видов инсульта. Преобладает инсульт по ишемическому типу (инфаркт мозга) — это более 70% всех инсультов.

Последствия очень серьезные и зависят от того, в каком полушарии случилось сдавливание или разрыв сосудов: в доминантном или в субдоминантном.

Сдавливание сосуда происходит из-за закупоривания тромбом, поэтому клетки мозга не получают кислород. Ведь мозг насыщается кислородом, благодаря кровеносной системе. И если сосуд закупорился оторвавшимся тромбом, нарушается питание мозга, и в этом случае говорят об ишемическом инсульте.

Причиной геморрагического инсульта становится разрыв сосуда, когда мозг заливает кровью. В доминантном полушарии — у большинства людей это левое — находятся речевые центры.

Если инсульт случился в доминантном полушарии, то последствием станет афазия, то есть нарушение речи. Оно может быть полным или частичным и охватывает все языковые уровни: лексику, грамматику, фонетику, синтаксис.

Наиболее часто встречаются два вида: моторная афазия, когда человек теряет способность говорить, произносить звуки и слова, и сенсорная афазия, когда человек перестает понимать речь, значение слов.

Есть также речевые афазии, которые затрагивают мнестические процессы (память): человек не помнит недавние события и не может о них сказать.

Все эти нарушения речи, вызванные инсультом, можно и нужно корректировать с нейропсихологом в процессе реабилитации.

Нарушения речи после инсульта корректирует нейропсихолог.

Как скоро после инсульта надо приступать к реабилитации?

— Реабилитацию надо начинать, как только стабилизируется общее состояние, как только человек придет в состояние сознания. Надо, конечно, понимать, что реабилитация предстоит длительная, но затягивать с ее началом нельзя.

Какие методики по восстановлению речи используют в вашей клинике?

— Для восстановления речи после инсульта используется медикаментозная поддержка, физиотерапия, а также различные развивающие методики, которыми занимается нейропсихолог. Они направлены на восстановление памяти, гнозиса (восприятия), праксиса (способности выполнять целенаправленные двигательные акты, например, шевелить рукой), речи.

С пациентом в период реабилитации также занимается логопед и логопед-афазиолог.

Если у пациента в результате инсульта поражено доминантное полушарие, то в работе по восстановлению речи врач может опереться на зеркальные центры, которые находятся в субдоминантном полушарии.

Например, человек — правша, у него не работает правая рука, но его можно научить писать левой, пусть и не так хорошо, как он писал правой. Но не надо забывать, что письмо и жесты — это вид речевой деятельности. Поэтому если пациент полностью утратил речь, можно использовать криптограммы (карточки с рисунками) для общения или язык жестов.

Как правильно вести себя родственникам человека, перенесшего инсульт?

— Родственникам надо сохранять спокойствие, доброжелательность по отношению к больному и обязательно довериться специалистам. Очень важно, чтобы родные сами, без консультации с врачом, не принимали решений о тех или иных способах реабилитации.

Не надо покупать буквари, давать больному карточки со словами или буквами, предлагать различные упражнения без консультации специалиста.

Желая достичь максимально быстрого выздоровления, близкие в интернете находят программы реабилитации и просят больного все это выполнить, а у него не получается.

И в такие моменты он только укрепляется в своей неполноценности.

Ведь человек уже пострадал, перенес серьезное заболевание, у него и так высок риск развития постинсультной депрессии, а тут еще упражнения, которые не соответствуют его плану реабилитации.

Или родные предлагают больному такие упражнения, которые у него не вызывают никаких трудностей, тогда он слышит: «А ты, оказывается, все умеешь. А почему не говоришь? Ты, наверное, просто ленишься». Это тоже усугубляет положение. Такое поведение родственников — это то же самое, как бездумно назначать лекарства, заниматься самолечением.

Реабилитацию при нарушениях речи после инсульта надо начинать как можно скорее и проводить под контролем нейропсихолога.

От каких еще ошибок поможет уберечь специалист, занимающийся реабилитацией после инсульта?

— Родным людям бывает тяжело понять, что реабилитация больного, перенесшего инсульт, — тяжелый, кропотливый труд для него. Часто близкие, не видя мгновенных результатов, начинают нервничать и упрекать больного: «Ты не хочешь, не стараешься». А ведь в его состоянии успех — даже то, что он пальцем может показать предмет или самостоятельно сел.

И неспециалист не понимает, что даже такие простые вещи — это положительная динамика реабилитационного процесса. Родственники не могут правильно интерпретировать достижения больного, не могут из-за отсутствия медицинских знаний оценить, сколько ему труда потребовалось.

От чего зависит прогноз реабилитации?

— Прогноз зависит от величины очага поражения, локализации, от того, какие корковые зоны поражены, насколько затронуты высшие психические функции. Главное, как можно раньше начать реабилитацию под контролем специалиста.

Нейропсихолог занимается больным каждый день?

— Интенсивность и частота занятий зависят от общего состояния больного, от степени его утомления и истощаемости. Важна поддержка семьи и общий настрой. Доказано, что при инсультах страдает мышление, правда, не все его виды.

Однако это может оценить только нейропсихолог. Исходя из этого, и строятся сеансы по реабилитации. Процесс восстановления речи занимает минимум от трех до шести месяцев.

Возможно ли полное излечение, восстановление после инсульта?

— Шансы на восстановление повышаются при ранней реабилитации, сохранности интеллекта больного, активной заинтересованности больного в восстановлении и поддержке семьи, правильно подобранной программе реабилитации.

Существует ли профилактика инсульта? Как защитить себя и близких от такого тяжелого заболевания?

— Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни. Человек должен правильно питаться, соблюдать режим сна и бодрствования, работы и отдыха, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, а также регулярно проходить диспансеризацию и проверять сосуды.

В зоне риска находятся мужчины старше 50 лет. Однако в последние годы инсульт молодеет и затрагивает людей и в 40, и в 30 лет. К этому приводят эмоциональные перегрузки и малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Профилактикой инсульта считается здоровый образ жизни.

Что бы вы посоветовали тем, кто столкнулся с этой бедой и старается вернуться к полноценной жизни?

— Реабилитацию после инсульта не надо откладывать на время после выписки из больницы, начинать надо как можно быстрее и обязательно под контролем специалистов. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что непрофессиональный подход к реабилитации вредит больному, увеличивает вероятность развития депрессии, потери желания что-то делать.

Часто родственники быстро все бросают, так как не видят сиюминутных улучшений. Или же, наоборот, окружают больного гиперопекой и не дают ему самому делать то, что он вполне может делать самостоятельно, тем самым снижая его мотивацию на восстановление.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59c4ede73c50f71d116106cb/5d31772fd11ba200ad106b96

Последствия инсульта: сосудистое слабоумие

Не узнает родных после инсульта

Сосудистое слабоумие – одно из самых неблагоприятных вариантов течения хронической ишемической болезни мозга. Наш консультант: Нина Минувалиевна Хасанова,ангионевролог Первой городской больницы г. Архангельска.

Замечено, что это заболевание встречается, как правило, в пожилом возрасте. Причина возникновения слабоумия после инсульта связана с поражением того участка мозга, который отвечает за память или выполнение каких-либо навыков.

Сосудистое слабоумие (деменция) – это сочетание признаков, которые проявляются ухудшением памяти, мышления, снижением возможности выполнения навыков в обычной жизни, что либо прекращает, либо значительно осложняет самостоятельную жизнь больного и его привычную работу.

Сосудистое слабоумие после инсульта – не обязательно появляющийся симптом. Это состояние возникает при выраженном поражении мозговой ткани или в результате повторного инсульта на фоне неконтролируемой артериальной гипертонии.

Если человек после перенесённого инсульта становится апатичным, плаксивым, быстро эмоционально истощается, его умственные способности ухудшаются, он перестаёт интересоваться жизнью семьи, друзьями, это может быть первым признаком наступающего слабоумия, что требует осмотра врача для своевременного назначения лечения.

Начало постинсультной деменции, в отличие, например, от болезни Альцгеймера, бывает острым.

К примеру, ещё в среду человек вёл себя обычно, а в четверг утром стал агрессивным, неуправляемым, у него резко ухудшилась память.

Очень важно не просмотреть у больного повторный инсульт: он может скрываться за подобным резким ухудшением самочувствия. Поэтому каждая такая ситуация – показание для врачебного осмотра и вызова скорой помощи.

Сосудистое слабоумие как заболевание может протекать и со светлыми промежутками. Эта болезнь как бы послойно стирает те навыки, которые были приобретены человеком на протяжении жизни.

Слабоумие после инсульта обязательно сочетается с ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, артериальной гипертензией. При этом всегда есть изменения в сосудах головного мозга, шеи, глазного дна. Пациенты периодически обязательно должны осматриваться кардиологом для оказания помощи и подбора сопутствующей терапии.

Риск развития постинсультной деменции зависит от того, насколько внимательно родственники или сам больной следит за своим артериальным давлением, уровнем холестерина и липопротеидов низкой плотности и их правильным соотношением, за вязкостью крови, насколько тщательно выполняются все рекомендации лечащего врача.

Рекомендации родственникам пациента с сосудистой деменцией

К сожалению, современная медицина не располагает возможностями эффективного лечения деменции и предотвращения её прогрессирования. Назначаемые лекарственные средства позволяют лишь снять или ослабить отдельные неприятные проявления заболевания, частично замедлить его развитие. Поэтому ведущее значение в оказании помощи больным слабоумием принадлежит повседневному полноценному уходу за ними.

Самое главное:

1. постарайтесь предотвратить развитие инфекционных болезней и ухудшение течения соматического заболевания вашего близкого, так как это негативно сказывается на течении деменции;

2. создайте удобную и простую окружающую обстановку: привычные любимые предметы, их расположение. В знакомой обстановке больной чувствует себя наиболее комфортно.

Появление в доме незнакомых людей, переезд резко ухудшают его состояние.

В комнате, где находится больной, должен быть твёрдо установленный и привычный ему порядок размещения одежды, обуви, других предметов повседневного пользования;

3. контролируйте режим приёма назначенных препаратов. Их нерегулярный приём или передозировка могут резко ухудшить состояние больного.

Необходимо терпение!

Общаясь с близким, больным деменцией, никогда не забывайте, что вы общаетесь с больным человеком, у которого нарушена психика, утрачены многие привлекавшие вас раньше черты характера, изменилось (увы, не в лучшую сторону) поведение.

Помните, что на фоне редких временных улучшений, болезнь, как правило, будет усиливаться, состояние больного ухудшится.

Прогрессирует изменение личности, ослабевают душевные привязанности к близким и способность к сопереживанию, возрастает ворчливость, упрямство и обидчивость.

В дальнейшем нарушается ориентировка во времени, пространстве, окружающей обстановке. Больные не знают даты, могут потеряться в знакомом месте, не всегда понимают, где находятся, не узнают знакомых и близких людей.

И хотя такой человек может сам себя обслужить, справляется с личной гигиеной, но уже теряет навыки пользования повседневными бытовыми приборами, такими как телефон, газовая плита, пульт телевизора и т.д.

Тогда его уже нельзя оставлять одного без присмотра.

Сосудистое слабоумие редко достигает степени глубокого тотального распада психики, но со временем больной человек становится тяжёлым бременем для окружающих и родных. Вот несколько выдержек из рассказов родственников о своих близких, больных деменцией.

«После инсульта свекровь очень изменилась, стала недоброй, подозрительной, капризной. Человека просто не узнать! Общее самочувствие у неё сейчас неплохое, она даже выходит подышать на лавочку у подъезда.

Соседкам там рассказывает всякие небылицы: то я её собиралась отравить, то мы ей по ночам спать не даём, то запираем в туалете. Муж с ней говорит, стыдит её, но она или отпирается от своих рассказов, даже кричит на него или плачет, что мы её оговариваем.

Я как-то я пришла с работы – сильно пахнет газом. Открыт кран горелки на плите. Теперь газ перекрываем, еду оставляем в термосах».

«Положу маме еду, которую тут же едим сами, а она говорит, что не свинья, чтобы такое есть, отшвыривает тарелку. Беру её за руку, чтобы отвести в комнату или на кухню – она начинает дёргаться, кричать, что я её бью. После инсульта уже почти три года мама живёт с нами, но последнее время хочет вернуться домой.

Приходится, когда уходим, запирать её на ключ, так как один раз ушла. Мы буквально через 15 минут хватились, а её уже нет! Искали весь вечер, ночь, утро. Обзвонили всех родственников, её знакомых, больницы, морги. Обошли все соседние дворы.

Чуть с ума не сошли! Хорошо, в полиции работает знакомый, он-то нам и помог (а заявление о пропаже человека принимают только через три дня). На следующий день в 12 часов её нашли на другом конце города».

«Мама начала сильно заговариваться. То разговаривает с воображаемой женщиной, то меня мамой называет, то сестрой. Совсем перестала читать, часто плачет».

Не пытайтесь в таких случаях переубеждать больных, доказывать свою правоту, взывать к их совести, разуму, логике. Личность человека уже изменена болезнью. Это уже не та мама, свекровь, жена, не тот отец, муж, которого вы знали всю жизнь.

Надо просто помнить: всё, что ваш близкий делает и говорит, это не по его злому умыслу, коварству, вредности. Это проявление болезни.

Потому постарайтесь терпеливо относиться к его «капризам», «выходкам», будьте внимательны, доброжелательны и чутки в общении с ним, ведь он по-прежнему остаётся вашим родным человеком!

Не забывайте и о том, что деменция относится к темзаболеваниям, которые необходимо лечить до появления первых признаков, поэтомунаблюдение врача и выполнение рекомендаций по лечению хроническихзаболеваний, поражающих сосудистую систему, является залогом качественной

и полноценной жизни в любом возрасте.

Шаги профилактики инсульта

Заканчивая рассказ о последствиях инсульта, хочется ещё раз напомнить: во многих случаях сосудистой катастрофы можно избежать, для этого основное внимание следует уделить профилактике. К наиболее значимым факторам, поддающимся коррекции, относятся артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, курение, повышенная масса тела, повышенный уровень холестерина.

  • Физические нагрузки – действенный фактор профилактики ожирения, сахарного диабета второго типа, артериальной гипертензии. Во время занятий физкультурой улучшаются свойства крови, снижается риск тромбообразования.
  • Диета, направленная на предупреждение атеросклероза: ограничение продуктов, содержащих холестерин и животные жиры. Употребляйте больше фруктов, овощей и злаков, растительного масла, морской рыбы.
  • Отказ от курения: никотин вызывает сужение сосудов и стимулирует прогрессирование атеросклероза.
  • Контроль артериального давления: артериальная гипертония и атеросклероз – тесно связанные заболевания, поэтому их лечение и профилактику необходимо проводить параллельно.
  • Контроль содержания жиров в крови: нарушение липидного состава крови ведёт к развитию атеросклероза, что повышает риск инсульта.
  • Борьба с сахарным диабетом: это заболеваниесвязано с повышенным риском поражения сосудов и интенсивного развития атеросклероза.

Материал: Ирина Шапошникова

Владимир Трефилов

Источник: http://zdorovie29.ru/healthy-life-style/posledstviya-insulta-sosudistoe-slaboumie/

После инсульта никого не узнает

Не узнает родных после инсульта

Бабушка после второго инсульта никого не узнает и с головой большие проблемы (не понимает, что находится в больнице, говорит на своем языке). Как оформить (порядок действий) долгосрочную доверенность на получение пенсии и пособий в такой ситуации? Спасибо.

Сосудистое слабоумие – одно из самых неблагоприятных вариантов течения хронической ишемической болезни мозга. Наш консультант: Нина Минувалиевна Хасанова,ангионевролог Первой городской больницы г. Архангельска.

Замечено, что это заболевание встречается, как правило, в пожилом возрасте. Причина возникновения слабоумия после инсульта связана с поражением того участка мозга, который отвечает за память или выполнение каких-либо навыков.

Сосудистое слабоумие (деменция) – это сочетание признаков, которые проявляются ухудшением памяти, мышления, снижением возможности выполнения навыков в обычной жизни, что либо прекращает, либо значительно осложняет самостоятельную жизнь больного и его привычную работу.

Сосудистое слабоумие после инсульта – не обязательно появляющийся симптом. Это состояние возникает при выраженном поражении мозговой ткани или в результате повторного инсульта на фоне неконтролируемой артериальной гипертонии.

Если человек после перенесённого инсульта становится апатичным, плаксивым, быстро эмоционально истощается, его умственные способности ухудшаются, он перестаёт интересоваться жизнью семьи, друзьями, это может быть первым признаком наступающего слабоумия, что требует осмотра врача для своевременного назначения лечения.

Начало постинсультной деменции, в отличие, например, от болезни Альцгеймера, бывает острым.

К примеру, ещё в среду человек вёл себя обычно, а в четверг утром стал агрессивным, неуправляемым, у него резко ухудшилась память.

Очень важно не просмотреть у больного повторный инсульт: он может скрываться за подобным резким ухудшением самочувствия. Поэтому каждая такая ситуация – показание для врачебного осмотра и вызова скорой помощи.

Сосудистое слабоумие как заболевание может протекать и со светлыми промежутками. Эта болезнь как бы послойно стирает те навыки, которые были приобретены человеком на протяжении жизни.

Слабоумие после инсульта обязательно сочетается с ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, артериальной гипертензией. При этом всегда есть изменения в сосудах головного мозга, шеи, глазного дна. Пациенты периодически обязательно должны осматриваться кардиологом для оказания помощи и подбора сопутствующей терапии.

Риск развития постинсультной деменции зависит от того, насколько внимательно родственники или сам больной следит за своим артериальным давлением, уровнем холестерина и липопротеидов низкой плотности и их правильным соотношением, за вязкостью крови, насколько тщательно выполняются все рекомендации лечащего врача.

Рекомендации родственникам пациента с сосудистой деменцией

К сожалению, современная медицина не располагает возможностями эффективного лечения деменции и предотвращения её прогрессирования. Назначаемые лекарственные средства позволяют лишь снять или ослабить отдельные неприятные проявления заболевания, частично замедлить его развитие. Поэтому ведущее значение в оказании помощи больным слабоумием принадлежит повседневному полноценному уходу за ними.

1. постарайтесь предотвратить развитие инфекционных болезней и ухудшение течения соматического заболевания вашего близкого, так как это негативно сказывается на течении деменции;

2. создайте удобную и простую окружающую обстановку: привычные любимые предметы, их расположение. В знакомой обстановке больной чувствует себя наиболее комфортно.

Появление в доме незнакомых людей, переезд резко ухудшают его состояние.

В комнате, где находится больной, должен быть твёрдо установленный и привычный ему порядок размещения одежды, обуви, других предметов повседневного пользования;

3. контролируйте режим приёма назначенных препаратов. Их нерегулярный приём или передозировка могут резко ухудшить состояние больного.

Необходимо терпение!

Общаясь с близким, больным деменцией, никогда не забывайте, что вы общаетесь с больным человеком, у которого нарушена психика, утрачены многие привлекавшие вас раньше черты характера, изменилось (увы, не в лучшую сторону) поведение.

Помните, что на фоне редких временных улучшений, болезнь, как правило, будет усиливаться, состояние больного ухудшится.

Прогрессирует изменение личности, ослабевают душевные привязанности к близким и способность к сопереживанию, возрастает ворчливость, упрямство и обидчивость.

Источник: https://iunicreditbank.ru/spravki/posle-insulta-nikogo-ne-uznaet

Восстановить память после инсульта: проходит ли восстановление, как восстанавливается мозг с помощью упражнений

Не узнает родных после инсульта

Если человек выжил после инсульта, это уже большая победа. После необходимого лечения наступает долгий период реабилитации всех пострадавших функций организма. В том числе, страдает и память, её тоже необходимо тренировать и восстанавливать. Этот процесс не быстрый и достаточно трудный. Всё зависит от выносливости организма и от того, насколько сильным был приступ.

Описание болезни и ее последствия

Инсульт – это иными словами инфаркт мозга. Он возникает по нескольким причинам и имеет две разновидности. Различают ишемический и геморрагический.

В 80% случаев человека поражает первый. Он возникает в результате нарушения мозгового кровообращения. Причинами могут служить тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают сосуд и не дают на некоторое время крови попасть к мозгу.

При втором виде происходит кровоизлияние в результате лопнувшего сосуда. Обычно он возникает у людей с изношенными артериями, чаще всего заканчивается летальным исходом.

Спровоцировать приступ могут и некоторые заболевания: гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, а также наследственность, вредные привычки.

В результате происходит кислородное голодание нейронов мозга. Они отмирают. В зависимости от времени, на которое произошел сбой в снабжении кислородом и от того, какой участок был поражен и насколько велик масштаб поражения, выражаются последствия перенесенного инсульта, ведь каждый отдел в голове выполняет свою функцию.

Справка: В большинстве случаев после «удара» у больных возникает частичный или полный паралич конечностей, либо всей половины тела, правой или левой. Также распространены случаи нарушения речи или полной её потери. Кроме того, нарушение или потеря слуха. Более подробно рассмотрим потерю памяти после инсульта и ответим на вопрос, можно ли ее восстановить.

Причины потери памяти

Различные отделы головного мозга отвечают за запоминание различной информации.

То есть, за логику и слова отвечает лобная часть, генетику обеспечивает так называемый таламогипоталамический комплекс, за навыки – лимбическая система.

От того, где расположен очаг разрушения нейронов мозга, зависит, какая разновидность памяти пострадала. При запоминании нейроны обмениваются сигналами между собой. После инсульта образуются участки отмерших нейронов, поэтому полноценный обмен между ними невозможен.

Также, учеными доказано, что левое полушарие отвечает за логику, причинно-следственные связи, запоминает правильную последовательность явлений и действий.

А правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, информацию, которую вы видим глазами.

Поэтому, какой именно отдел памяти пострадал, зависит от того, какое полушарие мозга пострадало от нехватки кислорода.

Случается, что больной не узнает своих родственников и не помнит кто он. Но более серьезная проблема, когда теряется долгосрочная память.

Человек не может запомнить события, которые происходили несколько минут назад.

По «сроку хранения» в нашей голове, различают оперативную память, которая необходима определенное количество времени. Например, вам необходимо съездить по определённому адресу. Вы посетили данное место, всё, информация больше не актуальна, вы её забываете.

Кратковременная — забывается, если не повторять её. Например, незначительное для вас сообщение в программе новостей по телевизору.

Долгосрочная – это хранение информации неопределенное количество времени. Например, день рождения мамы.

После приступа могут страдать как все виды памяти, так и один из них. Часто возникает ситуация, когда больной не помнит, что с ним было до инфаркта мозга, как он жил.

Также распространены ситуации, когда человек не может запомнить простые вещи. Например, имя медсестры, которая его лечит, какой сейчас месяц и тому подобное.

Еще по типу потери принято делить на вербальную, визуальную и сосудистую деменцию. Первый тип связан с забыванием слов, цифр. Второй – с не запоминанием лиц и окружающей обстановки, третий – и то и другое.

Процесс восстановления

Не запоминание новой информации связано с тем, что нарушен правильный процесс её запоминания, который был до болезни. Необходимо использовать дополнительные методы.

Важно! Чем раньше вы начнете работать над восстановлением, тем больше у вас шансов на успех.

Процесс возврата способности запоминать достаточно трудный. Полная реабилитация больного отмечена в 70% случаев. Успех зависит от нескольких аспектов:

  1. Квалифицированная помощь;
  2. Возраст;
  3. Пол;
  4. Насколько велик очаг поражения нейронов.

Первые успехи наступают в течение первых 2-3недель после проведения интенсивных медицинских мероприятий. Далее до полного возвращения к нормальной жизни придется ждать месяцы и даже годы. Главное – постоянно работать над собой, интенсивно тренироваться.

Упражнения

Больной восстанавливается только с помощью упражнений. Без них не помогут никакие лекарства.

Необходимо начинать с самых простых упражнений. День за днем накапливается всё больше информации.

В течение дня несколько раз повторяйте простые вопросы: как зовут того или иного человека, животного, как называется предмет, какой сейчас год, месяц, день, время года.

Важно! Наберитесь терпения. Подбадривайте больного. Не злитесь, если что-то не получается.

Визуальные упражнения хорошо развивают воображение. Для этого показывайте яркие несложные картинки, рисунки, фотографии. Пусть больной внимательно их изучит в течение 10-15 минут. Затем попросите рассказать, что было изображено.

Ассоциации. Показывайте различные предметы и спросите, с чем они ассоциируются. В первые несколько раз можно подсказать, затем больной должен попытаться вспомнить что-то своё. Например, это будет личная вещь, ранее очень любимая. Допустим, кружка, часы, ручка, брелок и тому подобное.

Совместное чтение. Читайте больному его любимые книги, попросите потом пересказать, что было прочитано. Не стоит выбирать для прочтения новостные ленты, криминальную хронику. Можно взять научно-популярную статью, заметки о природе, животных, путешествиях.

Игра в города очень хорошо тренирует, у некоторых в голове возникают образы тех мест, которые когда-либо посещали лично, или интересовались. У кого-то всплывают воспоминания из уроков в школе или даже географические карты.

Заучивание. Это необходимое упражнение. Оно подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни. Напишите список фамилий, имен ближайших родственников и друзей, номера их телефонов. Эти данные хорошо учить по настроению, так лучше запоминается. Между делом хорошо учить небольшие стихи, пытаться проговаривать скороговорки.

Разгадывание кроссвордов и ребусов. Это отлично развивает логику. Можно начать с детских маленьких сканвордов, постепенно переходя к более сложным, в зависимости от успехов. Важно, чтобы был виден результат для самого больного. Психологически положительно влияют все заполненные отгаданные поля.

Записывать. Если у больного нет проблем с конечностями, нет паралича, то заведите блокнот, в котором записывайте всю информацию, которую он считает нужным запомнить.

Предлагаем Вам посмотреть интересное видео по теме:

Как должны вести себя родственники и близкие?

Для родственников конечно болезнь дорогого человека тоже сильное потрясение, но надо запастись терпением и посильно помогать восстановить утраченное в результате инсульта. Рекомендации по поведению:

  • Если у больного сразу не получается сделать что-то или вспомнить, не ругайте его, это сильно занизит самооценку и приведет к тому, что у больного не будет желания работать над собой;
  • Люди, перенесшие «удар», часто капризные. Нужно их подбадривать, настраивать на то, что всё у них получится, нужно лишь время и упорство;
  • Посидите в любимой домашней обстановке, расскажите любимые истории. Важно как можно больше положительных эмоций;
  • Посмотрите семейный альбом с фотографиями. Расскажите, кто на них изображен, постарайтесь вместе подумать, где и когда они было сделано фото;
  • Полезны совместные прогулки или даже выезды на природу, на дачу, на рыбалку, за грибами или ягодами. Всё то, что любил больной до инсульта;
  • Обеспечьте здоровое и правильное питание;
  • Чаще бывайте на свежем воздухе и проветривайте помещение;
  • Благоприятное воздействие после болезни оказывает общение с животными. Если нет кота, заведите. Хорошо себя зарекомендовали и лошади, так называемая, иппотерапия;
  • Можно поручать выполнять несложные домашние дела, чтобы ваш близкий не чувствовал себя беспомощным и обузой.

Восстановление после приступа – это ежедневный труд. В нём не должно быть перерывов. Не пускайте ситуацию на самотек.

Помимо упражнений, направленных на восстановление памяти, нужно принимать прописанные ему лекарства строго по предписанию врача. Обычно это не менее двух месяцев медикаментозной терапии.

Также каждый день тренируйте мышцы. Только в комплексе возможна победа над недугом.

Источник: https://doktor-ok.com/zabolevaniya/golovnogo-mozga/insult/vosstanovit-pamyat.html

ПроИнсульт
Добавить комментарий