Каша во рту инсульт

«Чтобы во рту не было каши»

Каша во рту инсульт

«Чтобы во рту не было каши»

Стихи про Машу и кашу извест­ны не одному поколению родителей. Нынешним ба­бушкам и дедушкам лет сорок назад их читали вслух. При этом никто не удивлялся и тем более не пугался: история про девочку с «кашей во рту» и детям, и взрос­лым казалась забавной.

Живет на свете Маша,

Во рту у Маши каша 

Не манка, не овсянка

На сладком молоке!

Живут во рту у Маши

            Слова простые наши,

                                  Слова простые наши

                   На русском языке…

Ни автор, ни читатели (даже если среди них были детские врачи)  не подозревали, что «каша во рту» — не повод для веселья, а признак неврологического за­болевания.

Вот как выглядит эта ситуация с точки зрения со­временной медицины.  За работу речевого аппарата отвечают определенные структуры центральной нервной системы.       Речевые нарушения у детей свиде­тельствуют о неврологической патологии, которая может быть результатом, например, родовой травмы.

 А «каша во рту» называется дизартрией, в основе кото­рой лежит поражение стволовой части мозга. Девочку Машу надо было бы хорошенько обследовать и соот­ветствующим образом пролечить.

И сейчас большинство родите­лей по-прежнему умиляются «каше во рту» у любимо­го трехлетнего чада, а когда ребенку исполняется лет 5-6 и его начинают дразнить сверстники, семья обра­щается за помощью к логопеду.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить.

Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого.

Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Стертая дизартрия (лёгкая степень дизартрии) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого нёба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

Стертую дизартрию часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков.

При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д.

   Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии.

Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать.

Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно.

Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата.

На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

— «Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

— «Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии.

Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

 Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее.

А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Источник: http://xn--14-6kchkfmc2a3b1g.xn--p1ai/chtoby-vo-rtu-ne-bylo-kashi/

«Каша во рту» – что это и как исправить?

Каша во рту инсульт

«Да у тебя каша во рту», – говорят о людях с не четкой, смазанной речью. Согласитесь, сложно общаться с человеком, который говорит непонятно, но и самому человеку непросто.

Помимо сложностей с повседневным общением, нечеткая речь может стать препятствием при устройстве на работу.

Множество профессий связанно с общением: сотрудники банка, администраторы, юристы, учителя, продавцы и многие другие, а если у человека есть дефект речи, то, скорее всего, работодатель откажет ему, так как у такого сотрудника могут возникнуть трудности в процессе работы.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться? В народе «кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия – это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

  • неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др.), в результате чего органам артикуляции сложно принять правильную позу для произнесения определенного звука;
  • нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух), т.е. человек не различает звуки на слух, а, следовательно, не может определить правильно ли он сказал слово (вместо «жук» может быть «шук», вместо «коза» – «коса»);
  • неправильно сформировавшиеся артикуляционные уклады, которые негативно сказываются на звукопроизношение (например, звук [л] произносится с помощью губ как английское «w», при произнесении звука [с] кончик языка высовывается между зубов и др.).

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой.

В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная.

Помимо звукопроизношения, нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

В отличие от дислалии и дизартрии, при тахилалии нарушается не звукопроизношение, а темп речи. Человек с таким нарушением говорит быстро, невнятно, «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами. Это все происходит непроизвольно, но если говорящий будет внимательно следить за речью, то она приблизится к норме.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы.

Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее.

Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса.

По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала.

По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/kasha-vo-rtu-chto-eto-i-kak-ispravit/

последствия инсульта головного мозга

Каша во рту инсульт

Существует несколько заболеваний, от которых не застрахован ни один человек. В данном списке значится и инсульт (другое название – апоплексия).

Он занимает второе место в рейтинге недугов, приводящих россиян к смерти. Коварством данной болезни является её молниеносное возникновение, а также высокая вероятность летального исхода.

Именно поэтому инсульт и его последствия – тема, которая должна быть хорошо знакома каждому человеку.

Инсульт: разновидности, симптомы, последствия

Для начала нужно понять, что такое инсульт, и в чём заключается механизм его возникновения. Речь идёт об остром нарушении мозгового кровообращения, развитие которого протекает в самые кратчайшие сроки. Несколько минут или часов – и дело может закончиться летальным исходом.

Дело в том, что инсульт сопровождается сильнейшим кислородным голоданием клеток головного мозга, приводящем к их гибели. А теперь обратимся к данным статистики. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), инсульт и последствия данного недуга затрагивают не менее 15 млн ныне живущих на планете людей.

Характерно, что только одна треть пациентов сохраняет относительно хорошее качество жизни. Вторая треть становится неподвижными инвалидами. А третья заканчивает летальным исходом.

Три разновидности болезни

Рассмотрим виды инсульта, ведь каждый из них имеет свои особенности. Тип первый – геморрагический. Самая тяжёлая разновидность, при которой происходит прорыв сосудов и излияние крови прямо в мозг. В зависимости от размера сосуда, её объём может варьироваться от нескольких до 100 и более миллилитров. Спасти человека в данном случае невозможно.

Тип второй – субарахноидальный. По сути, является разновидностью геморрагического. Но особенностью данного типа является то, что излившаяся из сосудов кровь собирается в так называемом подпаутинном пространстве мозга. При этом происходит повышение внутричерепного давления, что приводит к развитию опасного заболевания – асептического менингита.

И, наконец, самый распространённый тип – ишемический (второе название – инфаркт мозга). В данном случае сосуды сдавлены или закупорены. Обычно ишемия происходит, если на пути кровотока возникает препятствие, которое занимает 75% и выше от диаметра сосуда.

Определить, какой вид аритмии имеет место быть, может специалист. Поэтому при первых же тревожных признаков звоните по телефону 03.

«Первые ласточки» страшного недуга

А теперь – самое главное: симптомы инсульта, о которых должен знать каждый. Если распознать «первых ласточек» и своевременно обратиться к врачу, то можно выйти из данного состояния с минимальными физиологическими и психологическими потерями. При этом восстановление займёт минимум времени. Итак, что же свидетельствует о наступлении инсульта:

  • внезапная и очень сильная головная боль;
  • слабость в конечностях (обычно с одной стороны);
  • чувство покалывания и онемения части лица;
  • тошнота, доходящая до рвоты;
  • потеря равновесия;
  • спутанность мыслей, расстройства речи (нечёткая дикция вплоть до «каши» во рту);
  • эпилептический приступ;
  • нарушения зрения, вплоть до слепоты.

Статья в тему:   В чём заключается необходимость: ребенок ползает

Кроме того, у человека могут возникнуть очевидные проблемы с памятью. Он может не понимать, даже кто он, в каком времени живёт. Такие симптомы, несомненно, должны стать сигналом тревоги для близких!

Если же говорить о геморрагическом инсульте, то его симптоматика может быть особенно страшной. Больной может даже впасть в кому, и тогда вероятность летального исхода достигает отметки в 90%. Поэтому очень важно своевременно вызвать Скорую помощь, ведь счёт может идти на секунды и минуты.

От «каши во рту» до эпилепсии

Инсульт – тяжёлое состояние, при котором, как мы уже говорили, происходит гибель клеток головного мозга. Этот процесс обязательно имеет последствия, а их спектр весьма широк.

Возможное осложнение зависит от возраста человека, а также образа его жизни, питания и наличия вредных привычек. Серьёзную роль играет крепость иммунной системы и первоначальное состояние сердца и сосудов.

Ну и, конечно же, степень повреждения клеток мозга. На последнем, самом важном пункте, остановимся подробней.

Итак, последствия после инсульта головного мозга могут быть разными. Тяжесть недуга, в первую очередь, зависит от величины очага и места его расположения. Кроме того, важную роль играет своевременность лечения и качество реабилитации. Однако следы от перенесённых процессов останутся обязательно. Вот их последствия.

  • Нарушения речи. От незначительных («каша во рту») до кардинальных, вплоть до немоты.
  • Гемипарез. Он встречается чаще всего и выражается в виде снижения мышечной силы в одной из частей тела. Например, если мозговой инфаркт произошёл в левом полушарии, то гемипарез будет наблюдаться в правых конечностях.
  • Центральный прозопарез. Мимическая мускулатура лица ослабевает, из-за чего возникает «перекос» его нижней части. Асимметрия щёк и рта не только является косметическим недостатком, но и мешает пациентам употреблять пищу.
  • Ухудшение координации. Пошатывание при ходьбе может сохраняться на протяжении нескольких месяцев, но при грамотном лечении проходит.
  • Снижение зрения. Вариантов несколько: в зависимости от зоны поражения у человека может наблюдаться выпадение полей зрения (от четверти до половины видимой картинки).
  • Проблемы, связанные с глотанием. Из-за них пациент может поперхнуться глотком воды или пищей. В связи с этим инородные тела или жидкости попадают в лёгкие, что приводит к аспирационной пневмонии и смерти.
  • Сложности с дефекацией и мочевыделением. Временное неудобство, ведь в большинстве случаев данная функция нормализуется в течение месяца.
  • Эпилепсия. Очень часто люди, которые никогда прежде не сталкивались с ней, после перенесённого инсульта начинают страдать от периодических приступов.

Факторы риска и варианты работы над ними

Чего стоит избегать после инсульта? В первую очередь, стрессов, сильных физических нагрузок и неправильного образа жизни. Человек должен чаще бывать на свежем воздухе, питаться здоровой пищей, перестать нервничать по пустякам. Однако лучше сработать на опережение и создать такие условия, при которых у апоплексии практически не останется шанса на успех.

Статья в тему:   Что нужно учитывать в период выздоровления

Как мы говорили выше, застраховаться от инсульта невозможно. Однако существует зона риска. Итак, на какие факторы стоит обратить внимание каждому человеку, переживающему за собственное здоровье?

  • Возраст старше 50 лет. Людям, перешагнувшим за эту отметку, важно полноценно высыпаться и питаться здоровыми продуктами.
  • Наличие в анамнезе артериальной гипертензии. В данном случае рекомендовано вести дневник давления.
  • Наличие хронических недугов сердца. Необходимо регулярное обследование у врача, а в крайних случаях – хирургическое вмешательство.
  • Транзиторная ишемическая атака. Проще говоря, микроинсульт. Первый предшественник инфарктов миокарда и мозга. Если он уже случался однажды, пациент и его родственники даже при незначительных недомоганиях должны вызывать Скорую помощь.
  • Ожирение, повышенный холестерин, сахарный диабет. Необходима строгая диета, подразумевающая полный отказ от жирного, копчёного, сладкого, мучного и других вредных продуктов.
  • Вредные привычки. В первую очередь, курение и алкоголизм. Чтобы спасти себя от инсульта (а также целого списка других опасных болезней), нужно очистить свою жизнь от этих ядов.
  • Особенности работы. Нервное перенапряжение сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы. Старайтесь как можно чаще расслабляться, избегать сильных переживаний и стрессов.

Кроме того, велика вероятность инсульта у людей, с чьими ближайшими родственниками уже это случалось. Так что обязательно отслеживайте семейный анамнез и анализируйте, находитесь ли вы в группе повышенного риска.

Мужчины в эпицентре опасности

И, наконец, ещё один фактор риска – гендерная принадлежность. Согласно статистике, риск развития инсульта у представителей сильной половины человечества примерно на 30% выше, чем у женщин.

Причины очевидны: мужчины чаще, чем женщины, ведут неправильный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками и жирной пищей, тяжелей переживают неудачи и не любят ходить к врачам.

Отсюда ещё один печальный факт статистики: смертность от инсульта у них намного выше, чем у прекрасных дам.

Впрочем, и другие последствия инсульта у мужчин проявляются сильнее, чем у женщин. Яркий тому пример – сексуальная сфера. У мужчин-«инсультников» велика вероятность развития импотенции, даже если до начала болезни с эрекцией проблем не было.

Только под наблюдением врача!

Инсульт головного мозга и последствия – тема очень серьёзная. Восстановление занимает длительное время и должно проходить исключительно под наблюдением врача.

Только он сможет подобрать правильные лекарственные препараты, предложит сбалансированную диету, направит в неврологический санаторий. А там пациента будут ожидать физиопроцедуры, лечебно-физическая культура (ЛФК), массаж, лечение грязями, иглорефлексотерапия.

Поэтому самая большая ошибка, которую может допустить человек, это переносить инсульт на ногах.

Проблема заключается в том, что многим людям кажется, будто они отлично себя чувствуют и практически не пострадали. На самом деле, апоплексия – очень коварное заболевание, которое может вернуться в виде повторного инсульта. И, к сожалению, именно он чаще всего является последним для человека. Так что не стоит рисковать жизнью вопреки здравому смыслу.

Источник: https://zdorov-today.ru/posledstviya-insul-ta-golovnogo-mozga/

ПроИнсульт
Добавить комментарий